БУЛАТ БОЛОТ (salatau) wrote,
БУЛАТ БОЛОТ
salatau

Category:

Почему в Каннах смеялись над «Левиафаном»


Сегодня в Каннах открывается 69-й кинофестиваль. На Лазурный берег съехались звезды кинематографа, а весь мир следит за тем, кто же получит заветные награды. Поговаривают, что в этом году программа фестиваля особенно впечатляющая.
Не обошлось и без наших соотечественников. Кирилл Серебренников привез в Канны картину «(М)Ученик», а знаменитый продюсер Александр Роднянский в этом году стал членом жюри конкурса дебютов «Золотая камера». Как раз в его книге «Выходит продюсер» мы нашли любопытную историю про сам Каннский фестиваль и фильм «Левиафан», который претендовал на Пальмовую ветвь.

Каннский фестиваль: событие планетарного масштаба
Всего из разных стран мира на каннский отбор приходит около четырех тысяч фильмов. Но только двадцать из них попадут в конкурс и еще двадцать — в параллельную программу «Особый взгляд». Кроме того, участие в официальной программе Каннского кинофестиваля гарантирует внимание всей международной прессы и, что немаловажно, главных международных дистрибуторов, которые внимательно смотрят каннские картины и выбирают те, которые могут иметь успех на их территориях.

Что и говорить уж об актерах, режиссерах, продюсерах, сценаристах и других звездах киноиндустрии, которые раз в году съезжаются на Лазурный берег.

«Левиафан». Начало
К сожалению, в России сегодня любая картина, которая связана с настоящей жизнью и «проговаривает время», а не имитирует его, обречена на крайне ограниченное внимание зрителя. Единственной возможностью существования фильма дома — а мы ведь делали «Левиафан» прежде всего для отечественной аудитории — было сообщить ему масштаб культурного и социального события, попытаться сделать его в массовом сознании, что называется, обязательным к просмотру. А в эту категорию фильмы входят только после участия в больших фестивалях, я бы даже сказал, только в Канне.

Потому что отбор в конкурс Каннского кинофестиваля — это уже огромный успех и показатель высокого качества картины.

Александр Роднянский и Андрей Звягинцев на вручении «Золотого глобуса», – источник
Александр Роднянский и Андрей Звягинцев на вручении «Золотого глобуса», – источник


В случае с «Левиафаном» решение было принято практически сразу. Фильм попал в конкурс. При этом имела место дискуссия о фильме между нами с одной стороны и художественным директором Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо и главой нашего международного дистрибьютора компании Pyramide Эриком Лажесом — с другой. Мне казалось, что в картине последние пять минут «тянут». И Тьерри, и Эрик подтвердили мои ощущения. Никто не ставил под со- мнение участие картины в конкурсе, но Эрик написал несколько подробных писем о местах в картине, вызывающих у него вопросы.
Все его соображения были толковыми, но режиссер Андрей Звягинцев откликнулся только на одно-два из двенадцати: согласился сократить финал. И сократил минуту двадцать секунд, что для него очень много — он убрал сорок или пятьдесят секунд из финальной проповеди и примерно столько же из сцены второго суда.

А судьи кто?
Каннская премьера «Левиафана» была первой серьезной проверкой фильма. От наших слов и действий, от публичных выступлений режиссера и продюсера зависит тональность всех последующих публикаций и в целом отношение к фильму.
Александр Роднянский в Лос-Анджелесе, – источник
Александр Роднянский в Лос-Анджелесе, – источник


Если бы кто-то из нас, оказавшись перед журналистами главных изданий мира, сказал бы нечто хлестко-обличительное о социально-политической ситуации в стране, фильм моментально и уже бесповоротно перестал бы быть художественным произведением. И стал бы политическим высказыванием в чистом виде. Манифестом и публичной пощечиной происходящему в стране. Но такой поворот был для нас совершенно неприемлем — фильм как политический манифест не задумывался и не снимался. «Левиафан» находится на территории искусства, высказывания художественного, сводить его к банальной публицистике примитивно.

Но опасения наши были отнюдь не беспочвенны.

Именно тогда начались исторические украинские события, и в обществе предельно обострилось восприятие социальной критики. Было ясно: картина взрывоопасная. Более того, знакомые, которым я показывал фильм в Москве в частном порядке, были поразительно единодушны в своей оценке: «Могут быть серьезные проблемы». Так что никаких оптимистических ожиданий от нашего первого серьезного испытания — большой пресс- конференции — ни у меня, ни у Андрея не было. Но пресс-конференция «Левиафана» прошла идеально.

Ко всему (не) готов, или Смех в зрительном зале
Пресс-показ накануне нас очень удивил. Мы действительно были готовы ко всему — к острым вопросам, к скандалу. И к тому, что фильм не понравится, тоже. Но мы совсем не ожидали… смеха. Журналисты смеялись.

Англоязычный постер «Левиафана»Англоязычный постер «Левиафана»

Во время пресс-показа мы с Андреем совершенно сознательно сбежали ужинать куда-то подальше от Дворца фестивалей, но на показ пошла моя сотрудница Анна. И вот во время ужина я получаю от нее сообщение: «Смеются». Над чем смеются?! Потом оказалось, не просто смеются. Первые полтора часа аудитория критиков и журналистов, пишущих о кино для главных изданий мира и своих стран, заливалась от хохота. Потом они, конечно, перестали смеяться, а в финале устроили овацию.

К тому моменту, когда фильм вышел в прокат в Европе и США, мы уже даже привыкли — зрители смеются, в некоторых рецензиях фильм даже называют трагикомедией.

Писатель Борис Акунин сходил на показ в Лондоне и написал потом у себя в фейсбуке: «Зал делился на две части: русскую и английскую. Русские зрители (вроде меня) страдали и кряхтели: все правда, именно так мы и живем, ужас-ужас. Англичане же покатывались со смеху — им, вероятно, казалось, что это гротеск и в реальной жизни ничего подобного не бывает. Какой потешный мэр, какой прикольный суд и какая уморительная прокурорша, а как смешно разговаривают!» Удивительная особенность восприятия культурного продукта, выросшего на иной почве…
Вот такая интересная история, друзья. Via


МОЙ КОММЕНТАРИЙ
Неправильный заголовок у поста, который я перепостил выше!
Надо: «Как смели в Каннах смеяться над российским фильмом "Левиафан"»!
Совсем распустились.
Забыли про освобождение нафиг напрочь, так повторить нам - дело нехитрое.
Хоша мы их, канешно, не доосвободили.
Это не дело, когда освободители живут хуже освобожденных.
Хто-то в этом точно виноватый, и не надо многих трудов, чтобы сказать, кто.
Тот, кому Родина не дорога, а спит и видит, как бы удрать на Запад, изображая в России патриотизм, да бдительность, да верность, а на самом деле только вредя родной стране где только можно.
Нам собраться - только подпоясаться.
Жаль шо я не топ блогер, бо глушат мой блог как браконьеры рыбку, а то б я научил всю Европу да и Америку за компанию нашу родину любить и уважать.
И не только кино и прочих Лев Толстых, для них специально переведенных, но и каждую в родимом русском поле травиночку да былиночку...
Потому, видимо, мой блог и глушат наши быстрозракие менеджеры ЖЖ.



Tags: кино, наша страна, наше всё, россия, фильм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Доколе?!!

    США обвинили 10 человек в контрабанде в Россию электроники на $50 млн Большинство из них, по сведениям американских властей, -…

  • За всё спросим!

    Мой комментарий к записи «они говорят - мы не рабы.....» от kitaez19 в zampolit_ru Гнустная клювета! Поцтстрыкательство. Марксизьм тебе нужын,…

  • Новейший Завет Нового Завета

    Мой комментарий к записи «Александр Щипков: Корни идей солидарности и справедливости находятся в… Марксизм - это Новейший Завет Нового Завета!…

  • СВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ

    Мой комментарий к записи «о свободе слова в отдельно взятом журнале. Этом.» от kitaez19 в… Русский язык - это не только тот язык, нормативы…

  • Мы на зависть всем буржуям

    Россия тайно создает замену легендарному самолету АН-2 Появляются новые подробности по поводу того, каким будет новый самолет на…

  • НЕ ТО, НЕ ТАМ И НЕ ТАК

    Мой комментарий к записи «Фахверк неМихаила» от nemihail Шоб я одобрил, тебе надо строиться там, где я щетаю правельным, то ись лично…

  • Из Минска в Охотск и обратно в Минск за один день

    Мой комментарий к записи «Человек с реактивным ранцем снова дразнил самолеты» от masterok Перспективный индивидуальный транспорт. Кабы не жоский…

  • Дом без меня шо шашлык без огня

    Мой комментарий к записи «Фахверк неМихаила» от nemihail Опъять стройка???!!! Пока я ниадобрю, никакому тебе фахверку не збыться.…

  • Зачем взлезать на Арарат? Шоб шо?

    Мой комментарий к записи «Арарат. В поисках Ноева ковчега» от matveychev_oleg Всё христианство, в том числе армянское, как оно было понято…

promo salatau july 28, 2013 18:33 10
Buy for 20 tokens
"...Растрэллы ещё будут. Есть кого. Есть кому..." А шо: не?... Русского хлебом не корми, а дай збежать на Запад, хоть там пожить спокойно, без революций и пятилеток, и прочего вставания с колен... Там русскому как-то поспокойнее, он чувствует себя человеком, даже если он чужой и многое потерял.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments